Слово о Краповом Берете
Слово о Краповом Берете
29.10.2021И об инциденте в Ставропольском учебном центре
Фото: из личного архива автора
Инцидент, недавно произошедший в учебном центре «Тамбукан», что на Ставрополье, на недавних квалификационных испытаниях на право ношения Крапового Берета – символа и высшей степени отличия подразделений специального назначения войск национальной гвардии, – ожидаемо вызвал оживлённое обсуждение в Интернете.
С начала регулярного проведения испытаний, впервые за 30 лет, мы наблюдаем столь пристальное внимание общественности, в том числе, совершенно далёкой от Спецназа и военной службы.
В чём причина данного медиа-эффекта? На испытаниях всегда присутствуют представители СМИ, которые внимательно следят за происходящим. И, как правило, их интересует, как вчерашние мальчишки преодолевают испытания на грани человеческих возможностей.
При большом количестве претендующих на право ношения Крапового Берета всегда добиваются единицы. Лучшие из лучших.
Целью испытаний является выявить военнослужащих с наиболее высокой индивидуальной подготовкой к действиям по обезвреживанию вооруженных преступников, освобождению заложников и выполнению других задач в критических ситуациях и при чрезвычайных обстоятельствах, а также создание стимула для воспитания высоких моральных качеств военнослужащих. Установил данную традицию ещё в 80-х годах прошлого века Герой России Сергей Иванович Лысюк – командир учебной роты специального назначения, ставшей потом учебным батальоном специального назначения, потом – 6-м отрядом специального назначения «Витязь».
Сдать испытания невероятно сложно. Для многих воинов – это цель, которую они себе ставят на службу в спецназе, вопрос личного престижа. Разумеется, на испытания идут только добровольно. Но этого мало.
Вначале предстоит выдержать нелёгкий предварительный отбор. Допуск к испытаниям получают военнослужащие по контракту, прослужившие не менее полугода в подразделениях специального назначения, показавшие твёрдые знания и навыки по всем предметам боевой подготовки (с общей оценкой не ниже, чем «хорошо», а по огневой и физической «отлично»), положительно характеризующиеся по службе. За несколько дней до испытаний проводится предварительное тестирование, включающее нормативы по общефизической подготовке, и, если не выполнил их, фамилию из списка вычеркнут. В день, собственно, испытаний необходимо пробежать дистанцию марш-броска не менее 10 километров в боевой выкладке, выполняя нормативы, тактические вводные (внезапный «обстрел» противником, нападение с воздуха, преодоление водной преграды, участка заражения отравляющими веществами, завалов, участков болотистой местности и других естественных препятствий, выполнение эвакуации раненых с поля боя, а также попутной физической тренировки).
Инструкторам категорически запрещается оказывать помощь испытуемым в совершении марша и преодолении препятствий. На протяжении всего маршрута определяются несколько контрольных пунктов, на которых снимаются с марша испытуемые, отставшие от общей группы более чем на 50 метров. Сразу после марша, без отдыха, испытуемые направляются на прохождение специальной штурмовой полосы. Испытуемые, совершившие марш и прошедшие полосу, выстраиваются в одну шеренгу. Командир оглашает список, военнослужащий выходит из строя, досылает холостой патрон из магазина в патронник автомата и производит выстрел вверх, в случае отказа оружия испытуемый к дальнейшим испытаниям не допускается. Известно много случаев, когда успешно прошедшие два этапа сдающие по своей оплошности не сумели сберечь автомат от загрязнения и, как следствие, к дальнейшей сдаче не допускаются.
Сдающие сразу после проверки работоспособности оружия выдвигаются на огневой рубеж для выполнения упражнения стрельб, предназначенного для проверки навыков скоростной стрельбы на фоне утомления. Следом предстоит продемонстрировать навыки высотной подготовки, выполнить упражнения гимнастики, комплексы рукопашного боя и, наконец, в завершение, 12-минутный спарринг с инструкторами и между собой. Комплекс испытаний требует от военнослужащих не только отличной физической подготовки, но и высоких морально-психологических, волевых качеств. https://gricenko.livejournal.com/471304.html
При выполнении программы испытаний сдающий снимается с испытаний при малейшем нарушении, и сдавать он может только на следующей сдаче, через полгода. Схема испытаний нарабатывалась годами и, в целом, является незыблемой, как и то, что Краповый Берет является показателем наивысшего воинского мастерства и доблести.
Каждая воинская специальность имеет показатели высокого мастерства. Это было заложено в годы Великой Отечественной войны, когда на груди солдат были знаки «отличный разведчик», «отличный снайпер», «отличный танкист», и т.д.
Во Внутренних войсках, теперь войсках Национальной гвардии, таким символом стал Краповый Берет, который в торжественной обстановке, перед строем товарищей, вручается воину, успешно выдержавшему испытания. С этой минуты воин именуется краповиком.
За поступки, дискредитирующие звание военнослужащего подразделения Специального назначения, военнослужащий может быть лишён права ношения Крапового Берета.
Например, за проявление трусости и малодушия в ходе боевых действий, просчёты и неразумные действия, повлёкшие за собой гибель товарищей, срыв боевой задачи и другие тяжкие последствия, снижение уровня своей физической и специальной подготовки, применение специальных приемов рукопашного боя вне боевой обстановки и в корыстных целях, допущение неуставных взаимоотношений.
И каждый краповик знает, что любой необдуманный поступок может лишить его заветного Берета.
Так почему же прошедшая в Тамбукане сдача на Берет вызвала столь кипучее обсуждение и резонанс в обществе? Причина одна – и матёрые профи, и люди, просто имеющие отношение к войскам правопорядка, ревниво реагируют на малейшую попытку упростить (как-то облегчить) условия сдачи для любого из вышедших на старт столь сложного воинского экзамена. При этом ценность полученного даже с незначительным нарушением Крапового Берета в глазах коллег и общества обесценивается до нуля.
Хотелось бы обратить внимание ещё и на то, что один из тех, кому вручали Берет, в «Инстаграмме» разместил своё фото, под которым кто-то из его «фанатов» разместил следующий комментарий: «Красавчик Первый в истории России не встал на колени при получении бирета вот это и есть дух воина Чеченца АНЗОР» (орфография комментатора сохранена). Судя по тому, что сдавший на Краповый Берет не удалил данный комментарий, он разделяет данную точку зрения о себе.
Вскоре и сам автор вышеуказанной странички в «Инстаграмме» разместил в нём видео, где он пафосно рассуждает: «на колени только перед Богом». Но где же в Положении о Краповом Берете сказано, что успешно выдержавшему испытания непременно надо становиться на оба колена?
Военнослужащий, получивший право ношения Крапового Берета поворачивается лицом к строю, опускается на правое колено, целует Берет, надевает его на голову, прикладывает руку к головному убору и громко произносит: «Служу России! И Спецназу!». https://gricenko.livejournal.com/471304.html
Традиция преклонить своё колено – это дань уважения воина спецназа перед памятью своих братьев, тоже воинов спецназа, павших в борьбе с врагами Отечества. В ответной речи тоже нет ни единого лишнего слова.
Думается, что в чужой монастырь со своим уставом не лезут, и национальный или религиозный вопрос тут совершенно не при чём. Это как в щахматах: конь ходит буквой «Г», и только буквой «Г». Это общепринято и незыблемо для всех разделяющих шахматные правила. На этом построена вся шахматная игра. Если что-то изменить, это уже будут не шахматы, а что-то другое.
Достоинство Крапового Берета и ношение его – это воинская честь. А понятие воинской чести – основа всего воинского уклада. Не меняется веками. И не стоит каким-либо «красавчикам» эту основу под себя пытаться поменять. Не нравится что-то – не надо идти на сдачу. Или стоит сдавать на что-то другое, своё. Только и всего.
Валерий Геннадьевич Медведь, полковник в отставке, председатель МООВ «Братство ветеранов «Русь»»,
Сергей Александрович Доценко, подполковник запаса,
ветераны боевых действий