Посадили деревья на Аллее памяти в сквере Героя Советского Союза Николая Касимова на Липецкой земле
Посадили деревья на Аллее памяти в сквере Героя Советского Союза Николая Касимова на Липецкой земле
17.10.2024Здравствуйте, дорогие мои!
Вместе с братишкой Сергеем Бессоновым (Елец) по приглашению Александра Ивановича Гулидова, бессменного организатора турнира памяти бойца 8 оСпН «Русь», кавалера ордена Мужества, прапорщика Александра Александровича Каразанфира, приняли участие в посадке деревьев на Аллее Памяти в сквере Героя Советского Союза старшего сержанта Николая Ефимовича Касимова (1915 — 1945 гг.) на его малой родине в селе Никольском Усманского района Липецкой области. 11 октября 2024 г. здесь были высажены туи и кусты можжевельника.
В этом благородном деле приняли участие: государственные, общественные, спортивные организации Воронежа, Москвы, Ельца, Тамбова, Воронежской и Липецкой областей,участники СВО, а также уроженцы села Никольского. В частности представители МООВ «Братство ветеранов Русь» и Фонда социальной защиты военнослужащих и ветеранов спецподразделений внутренних войск «Русь», а также учащиеся 9 класса основной школы c.Никольское Усманского района Липецкой области. Мероприятие освятил местный батюшка.
Как отметил организатор этого мероприятия Александр Иванович Гулидов: «Это стало традицией». Он поблагодарил своих единомышленников за активное участие в этом благородном деле, за сбор средств для осуществления этой идеи, за возможность приехать к нам на посадку деревьев.
«Я надеюсь, что это доброе дело, напомнит людям, а особенно подрастающему поколению о Родине, долге и совести, внимательном отношении к окружающим. Хочется надеяться, что это не последняя наша встреча на аллее Героя, «— сказал Александр Иванович.
Слесарь воронежского авиазавода Николай Касимов погиб в 29 лет, освобождая Польшу от фашистов. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно. До Великой Победы Николай Касимов не дожил всего два месяца. Простой сельский парень, рано осиротевший, работящий. Последний свой бой он принял на далёкой польской земле. И остался в ней навечно…
Родился Николай Касимов 24 августа 1915 г. в селе Никольском тогда Тамбовской губернии, а ныне — Липецкой области в крестьянской семье. Мальчик в детстве потерял родителей, его взяли на воспитание родственники. Затем семья переехала в село Верхняя Катуховка Панинского района Воронежской области.
В 15 лет Николай приехал в Воронеж, здесь окончил неполную среднюю школу. С 1938 по 1940 год проходил службу в армии, участвовал в советско-финской войне. После демобилизации вернулся в Воронеж. Сначала трудился вахтёром, потом слесарем на авиационном заводе.
В 1941 грянула война. Воронежский авиазавод вместе с сотрудниками и оборудованием эвакуировали на станцию Безымянка под Куйбышевом (ныне Самара). Туда же отправился и 26-летний слесарь Николай Касимов, он вместе с другими самолётостроителями работал над выпуском штурмовиков, столь необходимых для фронта. Тех самых: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь, как воздух, как хлеб» (И.В. Сталин).
Напомним историю.
В 1941 году на Воронежском заводе № 18, где работал Николай Касимов, запускается промышленное производство новейшего советского штурмовика Ил-2. Когда 22 июня началась война, Москва потребовала от директора завода Матвея Шенкмана немедленно увеличить темпы производства. 28 августа 1941 года приказом НКАП № 922сс во исполнение постановления ГКО от 27 августа 1941 года № ГКО-594 был установлен план ежедневного выпуска самолётов Ил-2 заводом № 18: в сентябре — 15, в октябре — 16, в ноябре — 17, в декабре — 18. Предприятие выполняло план, но стремительное наступление гитлеровцев на Воронеж поставило вопрос о немедленной эвакуации. Приказ об эвакуации в Куйбышев пришел 10 октября 1941 года. Требовалось в кратчайшие сроки перебросить на новое место производственные мощности, технику, людей. Каким образом Матвею Шенкману удалось решить эту задачу, знал только он сам и его подчиненные. Директор предприятия отправлял на новое место крупные узлы самолетов и рабочих, отдавая распоряжение: по прибытии сразу начинать сборку штурмовиков. Быт на новом месте налаживали на ходу, семьи рабочих размещали где только возможно. Директор, сумев осуществить невероятную переброску предприятия под носом у врага, теперь всего себя посвящал восстановлению темпов производства. Рядом такую же задачу решал директор эвакуированного в Куйбышев Московского авиазавода № 1 Анатолий Третьяков.
Но 23 декабря 1941 года им обоим из Москвы пришла телеграмма: «Вы подвели нашу страну и нашу Красную армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной армией тчк Нам нужны не МИГи а Ил-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному Ил-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше „Ил“ов тчк Предупреждаю последний раз тчк Сталин».
Кого-то такая телеграмма от вождя, похожая на «черную метку», могла бы парализовать. Но Шенкман зачитал ее рабочим, заявив: «Телеграмма Сталина — и урок, и наказ, и помощь». А вслед за этим в Москву ушел ответ: «Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива тчк Во исполнение Вашего телеграфного указания сообщаем зпт завод достиг ежедневного выпуска 3 машин зпт 19 января по 6 машин зпт 26 января 7 машин тчк Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолётов является размещение на недостроенной части завода тчк Настоящее время не достроено корпус агрегатных цехов зпт кузница зпт корпус заготовительно штамповочный зпт компрессорная тчк Отсутствуют воздух тепло кислород жилье для рабочих тчк Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства ускорению снабжения завода готовыми изделиями материалами тчк Просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих и улучшить питание рабочих тчк Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать тчк Шенкман».
К новому 1942 году с завода на фронт ушел эшелон новеньких штурмовиков Ил-2. А в Куйбышев поступали запрошенные директором материалы: товарищ Сталин умел не только требовать, но и создавать условия для выполнения планов, которые казались нереальными. Задача, поставленная Москвой, была выполнена. Всего за годы войны завод № 18 выпустит больше 15 тысяч Ил-2.
В феврале 1943 года Кировский райвоенкомат г. Куйбышева призвал Николая Касимова в ряды РККА. Он сражался на Западном, Брянском, Белорусском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В июле 1944-го был награждён медалью «За отвагу».
В марте 1945 года старший сержант Николай Касимов командовал орудием 261-го артиллерийского полка 197-й стрелковой дивизии 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта. Последний бой он принял 4 марта на польско-германской границе, сражаясь за город Губин.
Как написано в наградном листе в описании подвига, «орудие, которым командовал старший сержант Н.Е. Касимов, было выставлено впереди пехоты для прикрытия правого фланга. Враг предпринимал несколько атак, в которых участвовали пехота, танки и самоходные установки». Николай был ранен в ногу, но, несмотря на это, продолжал вести огонь, одним из выстрелов уничтожил орудие противника.
Когда у его орудия заклинило затвор, гитлеровцы приблизились практически вплотную, на 50 метров. В этот момент Николай устранил поломку и снова открыл огонь по врагам. Прямое попадание мины вновь вывело из строя орудие старшего сержанта Касимова. Сам он на какое-то время потерял сознание. Очнувшись, увидел группу немецких солдат из 12 человек, которые были совсем рядом, намереваясь взять его живым.
Николай бросил в приближающихся врагов гранату. Восемь из них были уничтожены на месте. И тут же Касимов получил тяжёлое огнестрельное ранение в грудь навылет. Несмотря на это, он из автомата убил ещё двух гитлеровцев. Подоспевшие немцы накинулись сзади на Николая и вытащили из окопа. Тяжело раненный боец вступил с ними в рукопашную схватку: бил прикладом, стрелял из автомата, истекающий кровью, бросал гранаты. В том бою немецкую атаку всё-таки удалось остановить — противник отступил, оставив на поле боя более 60 трупов.
Когда через четверть часа красноармейцы подбежали к Касимову, он находился рядом с орудием, прикрывая ужасную рану на груди носовым платком… Николая перевязали, отправили в медсанбат, затем — в полевой госпиталь в городе Зоммерфельд (ныне город Любско). Там 6 марта 1945 г. отважный боец скончался от ран. Похоронен в Любско.
В наградном листе, написанном через три дня после смерти героя, 9 марта 1945 г., командир 261-го артиллерийского Владимир-Волынского полка гвардии майор Рябыко написал: «За исключительное мужество и беспредельный героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, достоин присвоения высокого звания Герой Советского Союза».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. за «мужество и героизм, проявленные в боях при освобождении Польши» старшему сержанту Николаю Касимову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Очень важно, что в посадке деревьев на Аллее памяти приняли участие никольские школьники. Налицо — живая связь поколений. Ведь им Николай годится в прадедушки!
Ранее, 27 октября 2022 г., на фасаде Никольской основной школы была размещена мемориальная доска памяти Героя Советского Союза старшего сержанта Касимова.
Всем добра!
С уважением — ваш Валерий Медведь.